Как стало известно порталу «Весь Новгород», 21 августа в Московском государственном объединенном музее-заповеднике в Малом выставочном зале дворца царя Алексея Михайловича открывается выставка «Государевы потешники: театральная культура России XVII столетия».
Наряду с московскими музеями и архивами в проекте принимает участие Новгородский музей-заповедник.
Экспозиция рассказывает о традиционных для России формах театрализованных представлений, таких как церковные литургические действа и скоморошьи потехи, а также об истории формирования придворного театра, ориентированного на европейские традиции.Около 40 предметов из археологической коллекции Новгородского музея дают представление о наиболее древних формах увеселительных представлений, связанных со скоморошеством. Это кожаные маски, бубенчики, гудки и свирель, трещотка, фрагменты и научная реконструкция гуслей, а также средневековые артефакты с изображениями гусляров.
Первое развлекательное зрелище для царя Алексея Михайловича, сопровождаемое танцами и музыкой, прошло 16 февраля 1672 года, в предпоследний день масленицы, в кремлевском дворце покойного царского тестя Ильи Даниловича Милославского. По завершению «балета», как именовалось тогда данное действо, был показан театр теней, который очень хорошо получился и понравился его царскому величеству и всем присутствующим зрителям. После более чем трехчасового представления царь устроил на льду Москвы-реки медвежью потеху и фейерверк.Само представление настолько восхитило царскую семью, что последовала его расширенная версия 18 мая 1672 года, там же в Потешном дворце Кремля. После первых двух представлений была построена «Комедийная хоромина», специально для проведения спектаклей. Здание размещалось в загородной усадьбе села Преображенского рядом с государевым двором. 17 октября 1672 года там состоялась премьера первого спектакля – «Артаксерксова действа» на сюжет из библейской Книги Есфирь. За спектаклем, прошедшим успешно, последовали новые постановки, основанные на библейских сюжетах. Вянваре 1673 года выстроили на территории Кремля дополнительную «Театральную хоромину». Последним представлением, которое видел Алексей Михайлович перед смертью, была «Жалобная комедия об Адаме и Еве». С его кончиной история русского театра прервалась. Умер инициатор, умерло и его детище. Из его приемников на царском престоле только Петр I проявил живой интерес к театру. Новый театр появился в Москве в начале 1700-х годов после возвращения Петра I из Великого посольства в Европу.
Ведущие музеи, архивы и библиотеки столицы предоставили для выставки исключительные по своей ценности материалы. Основной акцент при отборе подлинного предметного ряда был направлен на артефакты, относящиеся к XVII столетию. На выставке широко представлены произведения графики, книги, архивные дела и документы, рассказывающие об устройстве театра. Первыми в этом ряду демонстрируются ценные оригиналы редких изданий и документов, сохраненные в единичных экземплярах.
Событием выставки является первое экспонирование самой ранней из сохранившихся до наших дней театральной афиши. Она принадлежала знаменитой труппе уроженца Страсбурга Симона Даненфельса, прибывшей 9 июня 1644 года в Псков, а также редкого комплекса археологических находок XI–XVII веков: музыкальных инструментов, кожаных масок, детских игрушек, предметов декоративно-прикладного искусства. Ярким акцентом представлены образцы тканей XVII века из собрания Государственного исторического музея, из которых шились сценические костюмы, стилизованные под античные одеяния.
На выставке предусмотрены разнообразные интерактивные зоны, нацеленные на помощь при изучении материала и погружающие в увлекательную атмосферу эпохи рождения театра. Например, инсталляция, воссоздающая образ интерьера в Потешном дворце Кремля во время организации в нем театра. В зале создан макет театральной сцены, оформлено место для царицы и царевен, размещен стилизованный трон государя Алексея Михайловича, на котором посетитель может посидеть в царском облачении и прослушать пролог «спектакля». Здесь же будет представлено подробное описание сцены, содержание представления, состав актеров и зрителей.
Организаторами выставки выступили Департамент культуры города Москвы и Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Люблино». В числе участников: Федеральная служба охраны Российской Федерации, Государственный исторический музей, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское–Измайлово–Люблино», Музейное объединение «Музей Москвы», Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Российский государственный архив древних актов, Российская государственная библиотека, Российский национальный музей музыки, Коллекция А.Л. Кусакина.