Как стало известно порталу «Весь Новгород», 29 марта в 16 часов в церкви Жён Мироносиц (Ярославово дворище, ул. Никольская, 3) Новгородского музея-заповедника состоится открытие выставки «Венцы, кокошники, сороки».
На выставке представлено более сорока будничных и праздничных головных уборов новгородских крестьянок XIX – первой трети XX вв. из фондов Новгородского музея-заповедника и шесть головных уборов-реплик, выполненных современными мастерицами из Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина. На выставке впервые экспонируется кокошник из собрания Новгородского музея до 1941 г., прототип которого изображен на фото из коллекции Н.Л. Шабельской (Российский этнографический музей, Санкт-Петербург). Это головной убор прямоугольной формы, с ушами, встречающийся чрезвычайно редко в музейных коллекциях.
На открытии выставки Ольга Шадурская (Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина) познакомит посетителей с техникой золотного шитья.
Выставка будет работать по 29 мая.
Головной убор является одной из главных составляющих народного костюма, характеризующих владельца. Форма, материал, цвет, украшения несли для окружающих информацию о социальном статусе, семейном положении, возрасте женщины. Родители заказывали для девушек на выданье венцы (короны) у мастериц или покупали на ярмарках. Стоимость праздничного девичьего головного убора достигала в конце XIX в. нескольких сотен рублей. Венец входил в приданое, был свадебным головным убором и убором, который носила молодица до рождения первенца. Короны (венцы) с «дорогими каменьями» надевали на поднизь, украшавшую девичий лоб жемчужными волнами. На затылке завязывали бантами ленты красного и желтого цветов. Венец берегли и передавали по наследству от матери к дочери.
Замужняя женщина в первые годы семейной жизни гордо носила не менее дорогой и красивый убор – кокошник, отличающийся от девичьего закрытой макушкой на голове. В последующий период семейной жизни в будни и праздники она носила разнообразные головные уборы: сборники, повойники, кики, сдерихи и сороки. Сорока с вышитым очельем и позатыльней отличается от вышеперечисленных наличием «хвоста» и клиньев — «крыльев», которые завязывались сзади. В.И. Даль так характеризовал сороку: «Это некрасивый, но самый богатый убор, уже выходящий из обычая».